Махинации с расходом горюче-смазочных материалов
- сговор с топливозаправщиком
- фиктивное время работы
- использование служебного автотранспорта в личных целях («левые» рейсы)
- накрутка одометра или счетчика мото-часов
- слив «лишнего» топлива из бака
- слив топлива через «обратку»
- сговор с оператором АЗС
- предоставление «левых» чеков
- продажа топливных талонов
- залив низкокачественного (дешевого) топлива
- неэкономичный режим вождения
Махинации могут начаться еще до момента выезда транспортного средства с территории предприятия. При заправке из служебного бензовоза водитель ТС расписывается в топливной ведомости, заправщик подтверждает несуществующий объем, а полученная таким образом прибыль делится. К сожалению, такой фактический недолив топлива часто встречается в российской и международной практике, например, при работе спецтехники на удаленных карьерах и стройках. Среднестатистические потери достигают одного бензовоза в неделю.
Безосновательно увеличивая время выполнения задания, водитель может получить дополнительные командировочные и списать топливо по якобы отработанным моточасам при реальном простое и работе двигателя на холостом ходу. В результате увеличиваются сроки выполнения заказов, падает эффективность логистических потоков и растут расходы предприятия.
«Левые» рейсы за наличный расчет и использование служебного автотранспорта в личных целях – довольно распространенный вид мошенничества при отсутствии надлежащего контроля. Особенно в сфере курьерских доставок и работе таксопарков.
Гонясь за легкой прибылью, недобросовестные водители прикрывают «левый» рейс или слив топлива путем подкрутки одометра или счетчика моточасовв течение или после окончания рабочего дня. Для таких махинаций может использоваться специальное оборудование или элементарное выведение счетчика моточасов или спидометра из строя со списанием объемов топлива по путевому листу или по предъявленным левым чекам.
Факт | Расход | Накрутка | Результат махинации |
реальный пробег 1000 км (заявленный – 1500) |
300 литров (фактически 200) |
500 км | присвоение стоимости 100 литров топлива (слив, левые чеки, сговор с заправщиком) |
В конечном итоге прямые убытки компании складываются из компенсации несуществующих литров бензина и более частого технического обслуживания ТС; косвенные (упущенная выгода) – из времени фактического простоя техники и неоптимального ее использования.
При завышенной норме расхода ГСМ водитель может сливать «излишки» топлива, получая дополнительную прибыль за счет его последующей продажи или использования в личных целях. У нечистых на руку заправщиков водители могут получать ежедневную «компенсацию» до 100 литров. В убыток собственной компании.
Автоматически возвращаемое из двигателя в бак топливо или так называемая «обратка» также становится предметом недобросовестных манипуляций. Слив такого топлива напрямую в канистру или через специальные приспособления увеличивает его расход и соответствующие затраты компании.
Использование корпоративных топливных карт не всегда способствует экономии средств предприятия. Это, безусловно, снижает количество авансовых отчетов, оборот наличных денежных средств и упрощает видимый контроль за расходом топлива по карте. Однако, сговор водителя с оператором АЗС может не только свести на нет все перечисленные «бонусы», но и нанести значительный экономический ущерб организации. Топливо фиктивно списывается по карте, наличные средства с учетом интереса подельника получает водитель.
Предъявление в бухгалтерию организации чужих чеков, приобретенных или элементарно найденных на заправке, позволяет легко добавить к расходу несуществующие литры, получив дополнительную прибыль. Наиболее частое обоснование перерасхода – заниженные нормативы, перегруз, метеоусловия (снег, встречные ветер и пр.), долгое стояние в пробках, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, возраст и неисправность самого ТС.
Заправка чужих транспортных средств по корпоративной топливной карте также позволяет водителю присвоить денежные средства компании.
Услуги по продаже сомнительного по качеству топлива повсеместно предлагают полулегальные АЗС. Использование более дешевого бензина в процессе эксплуатации автомобиля кроме фактического хищения средств у компании (разница в цене идет в карман водителю) может привести к раннему износу и дорогостоящему ремонту ТС.
Контроль скоростного режима и манеры вождения позволяет сократить расходы на ГСМ и запасные части (тормозные колодки, покрышки и т.д.), а также снизить общую аварийность на дорогах. Опытный водитель и адекватная система мониторинга в таких случаях приводят к экономии до 30%.
Установка комплексной системы мониторинга предотвращает «на корню» все проблемы с недобросовестными сотрудниками и всевозможными манипуляциями с расходом топлива, пробегом и отсутствием реальной картины происходящего.
- пресечь любые махинации с ГСМ
- контролировать стиль вождения, следование намеченному маршруту, дату и время заправки, работу двигателя, фактический пробег и расход топлива
- уменьшить затраты на ГСМ, техническое обслуживание и ремонт ТС
- привлечь к ответственности недобросовестных сотрудников
- подобрать необходимые датчики по индивидуальным требованиям
- установить реально выполнимые нормы расходования
- анализировать и корректировать ситуацию в режиме реального времени
- оптимизировать транспортные потоки организации